В процессе обучения в диких количествах читаю и смотрю. Книги, статьи, вебинары, публичные лекции — поглощаю тоннами. В голове все смешалось, поэтому пришлось вспомнить юность золотую и вести конспекты. Возможно, они пригодятся кому-то еще. Итак, вашему вниманию краткое изложение полуторачасового вебинара Максима Ильяхова о струтуре статьи для Школы редакторов.
Что такое упорядоченная статья
С точки зрения информационного стиля и классическая статья, и продающая страница, и какой-то другой формат — статьи. И они должны быть упорядочены.
— Все на своем месте
— Информация находится там, где читатель ее ожидает
— Ничего не происходит внезапно
— Устройство понятно с первого взгляда
Например
Некто пришел и раскритиковал мой авторский талант. Его критика меня задела, и я сажусь писать об этом статью. Я могу написать пространный пост, где из точки А, в которой меня обидел критик, я путем последовательных рассуждений прихожу в точку Б, где делаю вывод, что нужно поступать так, как считаешь правильным. В результате выражаю свое Я и сбрасываю напряжение.
Но мне нельзя забывать о принципе полезного действия. Текст должен чем-то помочь читателю. К примеру, рассказать, что ему не нужно воспринимать критику на свой счет. Нужно привести его из точки А в точку Б прямым путем, отсекая все, что не ведет к цели. Имея четкую цель, я не собьюсь с темы.
НЕТ
- Что произошло
- Критик не прав
- Почему критик не прав
- Этот критик вообще часто не прав
- Критика в принципе бывает не права
- Критика не нужна
- Делай, как считаешь правильным
Мысль непоследовательна, середина не соответствует началу, вывод не соответствует ничему. Читатель беглым взглядом не поймет хода мысли. Нет полезного действия.
ДА
- Вас ждет критика
- Тезис: не принимайте критику на свой счет
- Почему? А вот почему:
- Критика про критикана, а не про вас
- Критика часто не права
- Критика не важна — важен продукт
- Выпускайте материал и зарабатывайте
Мысль линейна, все шаги соответствуют цели, статья не отклоняется от темы. Читатель беглым взглядом понимает суть. Есть полезное действие.
Как выглядит структура статьи
Структуру представляем как скелет. Голова — введение, шея — тезис, ноги — опорные мысли, хвост — вывод, мяско — содержание, ребра — то, что помогает держать мяско на месте. Если ребра расположены неравномерно, мяско выпадет.
Когда модули, описывающие опорные мысли, непохожи и/или неравнозначны, статья выглядит неорганизованно. Если какой-то раздел слабоват, его стоит доработать или вообще удалить, перегруженный раздел — почистить. При этом не обязательно аргументировать мысли одинаково: вид модулей может и различаться (где-то инфографика, где-то картинка), но значимость должна быть примерно равной. Тогда взгляд читателя легко схватит структуру и уловит мысль сходу.
Это применимо и к продающим страницам. Если какой-то раздел слишком велик, стоит структурно его разбить, тогда читатель быстрее и лучше прочтет лендинг.